Недавно добавленные исходники

•  TDictionary Custom Sort  3 227

•  Fast Watermark Sources  2 992

•  3D Designer  4 751

•  Sik Screen Capture  3 259

•  Patch Maker  3 469

•  Айболит (remote control)  3 529

•  ListBox Drag & Drop  2 904

•  Доска для игры Реверси  80 797

•  Графические эффекты  3 843

•  Рисование по маске  3 172

•  Перетаскивание изображений  2 544

•  Canvas Drawing  2 674

•  Рисование Луны  2 501

•  Поворот изображения  2 094

•  Рисование стержней  2 121

•  Paint on Shape  1 525

•  Генератор кроссвордов  2 183

•  Головоломка Paletto  1 731

•  Теорема Монжа об окружностях  2 159

•  Пазл Numbrix  1 649

 

 

Архив исходников

   
  Базы данных
  Графика & Мультимедиа
  Сети & Интернет
  Система
  Разное
   

Ссылки и Баннеры ...

 

Delphi Sources

Delphi Sources

СТАТЬИ

 

. : Описание множества : .

 

Введение

   В Delphi разрешено определять тип объектов-множеств, элементами которых являются значения одного и того же базового типа. Базовый тип определяет перечень всех элементов, которые могут содержаться в данном множестве. Количество элементов, входящих в множество, может меняться в пределах от 0 до 256 (множество, не содержащее элементов, называется пустым).

Описание

   Описание типа множества имеет вид:

type <имя типа> = set of <базовый тип>;

   Здесь <имя типа> - идентификатор; <базовый тип> - один из скалярных типов, кроме вещественного. Базовый тип задаётся диапазоном или перечислением. Из стандартных типов в качестве базового типа множества могут быть указаны типы byte, char и boolean. Базовый тип вводится либо через предварительное определение в разделе описаний программы, либо с помощью прямого указания после слов set of в описании типа множества, например:

type letter = 'a' .. 'z'; // Описание ограниченного типа letter
type SL = set of letter; // Описание множественного типа SL с базовым типом letter

type SLR = set of 'a' .. 'z'; // Прямое включение определения базового типа 'a .. 'z' в описание множественного типа SLR

   Если в программе используются переменные, значениями которых являются множества, то эти переменные описываются обычным образом:

type intset = set of byte;
var m1, m2: intset; // Переменные описаны через указание принадлежности ранее определённому типу
var m3: set of 1..20; // Определение типа переменной непосредственно включено в её описание

   Задать значение переменной типа множества в программе можно с помощью оператора присваивания, в правой части которого в квадратных скобках перечислены через запятую элементы множества (так называемый конструктор множества). Примеры значений переменных множественного типа:

[ ] - пустое множество;
[1, 3, 5 .. 12] - множество, содержащее элементы 1, 3, 5, 6, .. 12;
['a' .. 'p', 'u', 'z'] - множество, состоящее из перечисленных символов типа char.

   Элементы типа множества могут задаваться в виде выражений, например: [2+4, 3 * 2]. Выражения должны иметь значения из заданного базисного множества порядкового типа. Область значений переменной множественного типа представляет собой набор всевозможных подмножеств, образованных из элементов базового типа.

   В отличие от перечислений нельзя говорить о первом, втором и т.п. элементах множества, поскольку для множеств понятие упорядоченности не имеет смысла. Если множество содержит всего три элемента, то общее количество возможных комбинаций составляет 2 * 2 * 2 = 8. Зарезервированное слово set способно определять множество размерностью до 256 элементов, т.е. 1,1579208923731619542357098500869e+77 вариантов. На практике такое количество вариантов никогда не понадобится. В частности, разработчики Delphi рекомендуют использовать множество с количеством элементов не более 16.

Операции над множествами

   Над переменными множественного типа могут выполняться те же операции, что и над обычными множествами:

   1. Объединение ( + );
   2. Пересечение ( * );
   3. Разность ( - ).

   Кроме того, определённые операции проверки принадлежности элемента множеству ( in ), проверки тождественности множеств ( = ), нетождественности, множеств ( <> ), определения принадлежности (вложенности) множеств ( >= или <= ). Примеры:

   1. [1, 2, 4] = [1, 4, 2] // Результат True
   2. ['a' .. 'z'] = ['a' .. 'p'] // Результат False
   3. [1, 2, 5, 6] <> [1, 2] // Результат True
   4. ['a', 'b', 'c'] <= ['a' .. 'z'] // Результат True
   5. ['a' .. 'k'] >= ['a' .. 'z'] // Результат False
   6. [1, 2, 3] + [1, 4, 5] // Результат [1, 2, 3, 4, 5]
   7. [1, 2, 3] * [1, 3, 4, 5] // Результат [1, 3]
   8. [1, 3, 4, 5] - [1, 4, 6] // Результат [3, 5]

   Операция in позволяет определить, принадлежит ли элемент множеству или нет. Первым операндом, стоящим слева от слова in, является выражение базового типа. Второй операнд, стоящий справа от слова in, должен иметь множественный тип, например:

   a in [a, b, c, d] // Результат True
   2 * 4 in [0 .. 4, 7 .. 10] // Результат True
   'a' + 'b' in ['ab', 'cd', 'ef'] // Результат True
   5 in [1 * 2, 4, 5] // Результат True
   5 in [2, 4, 6, 8] // Результат False

   При использовании операции in проверяемое на принадлежность значение и множество в квадратных скобках не требуют предварительного определения в разделе описаний, если они не заданы в виде конкретных значений.

   Операция in позволяет проводить эффективно сложные проверки условий. Например, вместо:

(c >= '0') and (c <= '9') or (c >= 'a') and (c <='z');

   Проще записать:

c in ['0' .. '9', 'a' .. 'z'];

   Причём последняя конструкция будет, как правило, более эффективной.

   Операции ( = ) и ( <> ) позволяют проверить, равны ли два множества или нет. С помощью операций ( >= ) и ( <= ) можно определить, является ли одно множество подмножеством другого. Пример:

[red, white] = [red, green] // Результат False
[1] <= [0 .. 4] // Результат True

   Замечания:
   1. Пустое множество [ ] является подмножеством любого другого множества независимо от базового типа его элементов.
   2. Множества-операнды могут иметь непересекающиеся базовые типы. Располагая, например, множествами A: set of 1 .. 99 и B: set of 100 .. 150, можно в результате объединения A+B получить новое множество с базовым типом 1 .. 150.
   3. Следует различать конструктор множества [X .. Y] и отрезок порядкового типа X .. Y. При X > Y в первом случае речь идёт о пустом множестве, а во втором компилятор выдаст ошибку. Пример:

['a', 'b'] = ['b' .. 'a'] // Результат False

   При проверке на подмножество выполняется тест на "меньше или равно", а не только проверка на собственное подмножество, т.е без "равно". Операции ( < ) и ( > ) не предусмотрены, поэтому при необходимости проверку на собственное подмножество для множеств A и B можно провести следующим образом:

(A <= B) and (A >= B) или (A >= B) and (A <> B)

   Для задания правильного порядка выполнения операций следует учитывать принятый порядок старшинства (приоритета) операций над множествами: пересечение ( * ) имеет тот же приоритет, что и арифметические операции умножения и деления; объединение ( + ) и разность ( - ) занимают следующий, более низкий уровень приоритета, аналогично арифметическим операциям сложения и вычитания; на самом нижнем уровне находятся операции сравнения множеств ( =, <>, <=, >=) и проверки принадлежности элемента множеству ( in ). Операции одного приоритета выполняются слева направо. Для изменения порядка выполнения операций используются круглые скобки.

Использование множеств

   Наиболее эффективно множество может быть использовано для замены операторов if, например, для проверки наличия некоторого ответа в списке разрешённых. Приведённая ниже программа ввода строки символов, содержащей латинские буквы, цифры и пробелы с контролем правильности введённых символов, может служить примером использования множеств:

program Project1;

{$APPTYPE CONSOLE}

uses SysUtils;

var
 str: string;
 L: byte;
 t: boolean;

begin
 Writeln('Enter string');
 readln(str);
 L:=length(str); // Число введённых символов
 t:=L>0; // True, если не пустая строка
 while t and (L>0) do // Проверка с конца строки
  begin
   t:=str[L] in ['0' .. '9', 'a' .. 'z', 'A' .. 'Z']; // Проверка допустимости символа
   dec(L); // Предыдущий символ
  end;
 if t then writeln('True String') // Правильная строка
 else writeln('False string]'); // Неправильная строка
 Readln;
end.

   Пример процедуры выводящей элементы множества с указанием их числа и её реализация (скачать здесь - 523 байт):

program Project1;

{$APPTYPE CONSOLE}

uses SysUtils;

var
 a: set of char;
 s: string[50];
 count: integer;
 i,l: integer;

procedure Mnogo;
var
 ch: char;
begin
 for ch:=low(char) to high(char) do
 if ch in a then
 begin
  write(ch, '');
  inc(count);
 end;
 writeln;
 writeln('Kol-vo simbol: ', count);
end;

begin
 write('Enter the String please: ');
 readln(s);
 l:=length(s);
 for i:=1 to l do a:=a+[s[i]];
 mnogo;
 readln;
end.
 

Дата: 13.03.2007, Автор: Федоренко Сергей.



Назад

 

 




































































































































 

© 2004-2024 "DS"

Соглашение пользователя / Реклама / Карта сайта             Created by BrokenByte Software